VII Российская Соросовская
олимпиада юных химиков,
заочный тур, химия, 9
класс |
|
9-I-1.
Учительница химии хотела показать на уроке
эксперимент по термическому
самопроизвольному разложению дихромата
аммония (NH4)2Cr2O7, но в
химкабинете не оказалось этой соли. Тогда
она решила смешать дихромат калия и
хлористый аммоний в мольном соотношении 1:1
и поджечь эту смесь.
1. Приведите
уравнения реакций разложения дихромата
аммония и описанной смеси веществ.
2. Чем будет
отличаться протекание реакции разложения
смеси от реакции разложения чистого
дихромата аммония? Будет ли реакция
разложения смеси самопроизвольной?
9-I-2.
Самые активные щелочные металлы - рубидий и
цезий - получают при нагревании в вакууме
смеси хлорида рубидия (цезия) и
металлического кальция:
2CsCl + Ca = CaCl2
+ 2Cs.
1. Почему
возможна такая реакция, ведь в ряду
активности металлов рубидий и цезий
находятся левее кальция?
2. Почему эту
реакцию (с металлическим кальцием) не
используют для производства
металлического натрия?
9-I-3. В
России на каждого жителя приходится в
среднем 0,6 кг вывозимого ежедневно на
свалки мусора (Соросовский образовательный
журнал, 2000, N 3, с. 56). Около 10% по массе от этого
мусора превращается на свалках в метан и
уходит в атмосферу, усиливая парниковый
эффект. При сгорании 1 моль метана
выделяется 890 кДж тепла.
1. Какую
массу воды можно вскипятить, если
использовать весь метан, который мы "выбрасываем"
на свалки за день? Необходимые справочные
данные найдите в учебнике физики.
2. Сколько
времени может гореть 60-ваттная лампочка,
если 40% всей энергии, которая получается при
сгорании "выбрасываемого" за день
одним человеком метана, превратить в
электричество?
3. Какие
вещества получают из метана в
промышленности? Приведите уравнения
реакций и укажите условия их осуществления.
9-I-4. При
сгорании в кислороде металлического лития
образуется "нормальный" оксид Li2O
, а при сгорании металлического калия -
надпероксид KO2 или K2O4 . Это
вещество используется для регенерации
воздуха в дыхательных аппаратах.
1. Почему при
сгорании калия, в отличие от лития,
получается соединение с "избыточным"
кислородом?
2. Напишите
уравнение реакции, благодаря которой
надпероксид калия используется в
дыхательных аппаратах.
9-I-5.
Элементарная сера не растворяется в воде.
Однако ее можно растворить в водном
растворе А при нагревании. Если затем к
водному раствору А медленно (по каплям)
прилить водный раствор Б, то образуется
осадок серы. При избытке Б в осадок
может выпасть вся растворенная ранее сера.
1. Что
представляет собой раствор А? Напишите
уравнение реакции растворения в нем серы.
2. Какой
состав может иметь раствор Б? Напишите
уравнение реакции выделения серы.
3. Что
изменится, если к раствору серы в А
сразу прилить много раствора Б?
9-I-6.
Известно, что многие химические процессы
сопровождаются выделением тепла. Это
явление можно использовать, например, в
походных условиях. При этом исходные
вещества и продукты реакции не должны быть
опасными в обращении и дорогими. Кроме того,
нежелательно выделение газов в ходе
реакции.
1. Предложите
рецепты одноразовых "химических грелок"
для разогрева консервов и согревания рук в
походе. Опишите их устройство и приведите
уравнение реакции.
2. Предложите
рецепты "химических грелок", которые
можно использовать по несколько раз,
возвращая их в исходное состояние, например,
нагреванием.
9-I-7.
Современные методы анализа позволяют
определять относительные атомные массы
химических элементов с очень высокой
точностью. Действительно, в справочнике
можно найти относительную атомную массу
фтора с семью знаками после запятой. Однако
в том же справочнике атомная масса водорода
и кислорода дана только с четырьмя знаками
после запятой, а лития, углерода и железа - с
тремя знаками. Атомная масса бора и цинка
дана лишь с двумя знаками после запятой.
1. Почему для
разных элементов в справочнике дана разная
точность определения относительной
атомной массы?
2. Возможно
ли определить относительную атомную массу
всех стабильных элементов с точностью до 7
знаков после запятой?
9-I-8. Для
приведенной схемы превращений напишите
уравнения химических реакций и укажите
условия их осуществления:
H2O -> O2
-> BaO2 -> H2O2 -> O2 ->
NaOH -> O2
Каждой
стрелке соответствует одна реакция.
9-I-9.
Предложите два способа получения карбоната
бария из гидросульфида бария (четырёхводного)
в одну стадию и напишите уравнения
соответствующих реакций.
1. Можно ли
такими способами получить карбонат бария
из хлорида или нитрата бария? Почему?
2. Почему в
пиротехнике используют карбонат бария, а не
гидросульфид?
9-I-10. В 1%-ный
водный раствор хлорида натрия опущены два
электрода, представляющие собой тонкие
палладиевые пластинки. Один электрод
покрыт с одной стороны лаком. При
пропускании постоянного электрического
тока через раствор один из электродов
изгибается.
1. Какой из
электродов изгибается и в какую сторону?
2. Объясните
причину изгибания электрода.
|